Трудовой день в семье начинался рано. Русские согласовывали свой домашний образ жизни с богослужебным порядком и в этом отношении делали его похожим на монашеский. Вставая от сна, русский тотчас искал глазами образ, чтобы перекреститься и взглянуть на него; сделать крестное знамение считалось причинее, смотря на образ; в дороге, когда русский ночевал в поле, он, вставая от сна, крестился, обращаясь на восток. Тотчас, если нужно было, после оставления постели надевалось бельё и начиналось умыванье; зажиточные люди мылись мылом и розовой
водой.
После омо
вений и умываний одевались и приступали к молению.

В комнате, предназначенной для моления, - крестовой или, если её не было в доме, то в той, где стояло побольше
образов, собиралась вся семья и прислуга; зажигались лампады и свечи; курили
ладаном. Хозяин как домовладыка читал перед всеми вслух утренние молитвы.

Окончив молитвословие, все расходились к домашним занятиям.

Там, где муж жену допускал до управления домом, хозяйка держала с хозяином совет,
что делать в предстоящий день, заказывала кушанье и задавала на целый день
уроки в работах служанкам. Но не всех жён уделом была такая деятельная жизнь;
большею частью жёны знатных и богатых людей по воле мужей вовсе не вмешивались
в хозяйство; всем заведовали дворецкий и ключник из холопов. Такого рода
хозяйки после утреннего моления отправлялись в свои покои и садились за шитьё и
вышивание золотом и шелками со своими прислужницами; даже кушанье к обеду
заказывал сам хозяин ключнику.

После всех домашних распоряжений хозяин приступал к своим обычным занятиям: купец
отправлялся в лавку, ремесленник брался за своё ремесло, приказные люди
наполняли приказы и приказные избы, а бояре в Москве стекались к царю и
занимались делами.

Приступая к началу дневного занятия, будь то приказное писательство или чёрная работа,
русский считал приличным вымыть руки, сделать перед образом три крёстных
знамения с земными поклонами, а если предстоит случай или возможность, принять
благословение священника.

В десять часов служились обедни.

В полдень наступало время обеда. Холостые лавочники, парни из простонародья,
холопы, приезжие в городах и посадах обедали в харчевнях; люди домовитые
садились за стол дома или у приятелей в гостях. Иногда семейные члены,
составлявшие со своими семьями одно семейство с хозяином, обедали от него и
особо; во время же званных обедов особы женского пола никогда не обедали там,
где сидел хозяин с гостями.

Стол накрывался скатертью, но не всегда это соблюдалось: очень часто люди незнатные
обедали без скатерти и ставили на голый стол соль, уксус, перец и клали ломтями
хлеб. Двое домашних служебных чинов заведовали порядком обеда в зажиточном
доме: ключник и дворецкий. Ключник находился в поварне при отпуске кушаний,
дворецкий - при столе и при поставце с посудой, стоявшей всегда против стола в
столовой. Несколько слуг носили кушанья из поварни; ключник и дворецкий,
принимая их, разрезали на куски, отведывали и тогда уже отдавали слугам ставить
перед господином и сидевшими за столом

После обычного обеда ложились отдыхать. Это был повсеместный и освящённый народным
уважением обычай. Спали, пообедавши, и цари, и бояре, и купцы; уличная чернь
отдыхала на улицах. Н
е спать или, по крайней мере, не отдыхать после обеда
считалось в некотором смысле ересью, как всякое отступление от обычаев предков.

Вставши от послеобеденного сна, русские опять принимались за обычные занятия.

Русские всегда ужинали, а после ужина благочестивый хозяин отправлял вечернее моление.
Снова затепливались лампады, зажигались свечи перед образами; домочадцы и
прислуга собирались на моление. После такого молитвословия считалось уже
непозволительным есть и пить: все скоро ложились спать.

Относительная замкнутость домашнего быта разнообразилась приёмами гостей, а также
праздничными церемониями, которые устраивались преимущественно во время
церковных праздников. Один из главных крестных ходов устраивался на Крещение. В
этот день митрополит освящал воду Москвы-реки, а население города совершало
обряд Иордани - «омывания святой водой».

Общественный быт включал также проведение игр и забав - как военных, так и мирных, например
взятие снежного городка, борьба и кулачный бой, городки, чехарда, жмурки,
бабки. Из азартных игр получили распространение игра в кости, а с XVI века - в
карты, привезённые с Запада. Любимым развлечением царей и бояр была охота.

Таким образом, жизнь человека в эпоху средневековья хотя и была сравнительно
однообразной, но далеко не исчерпывалась производственной и
социально-политической сферами, включала многие аспекты повседневного бытия, на
которые историки далеко не всегда обращают должное внимание.


Работу выполнила Лычёва Юлия