В Древней Руси свадебный обряд был прост: жених и невеста брались за руки и на людях три раза обходили по ходу движения солнца кустракиты. Судьбу девушки или юноши нередко решали родители. Юноши и девушки могли увидеть друг друга только в церкви. Родители выбирали детям ровно из своего круга. Выдавали замуж в 15-16 лет. Родители выбирали детям ровно из своего круга. Время свадеб было четко обозначено: крестьяне зимой ( от Крещения до Масленицы) и осенью, а бояре устраивали от Пасхи до Троицы, так как крестьяне не могли терять работницу на летнюю пору.





Свадьбе предшествовало сватовство.

Независимо от времени года сваха надевала шаль и шубу красных оттенков, протапливали печь и сваха должна была двигаться только вдоль досок пола, но не поперек. В случае отказа слышали:“ Наш товар не проданный”, а в случае согласия устраивали пир.

Спустя несколько дней после сватовства проводился (в доме невесты) сговор (рукобитье),который служил символическим закреплением решения о свадьбе и заключении брака.
Нарушить сговорную грамоту считалось большим грехом. Также присутствовали родители и родственники с той и с другой стороны. Вначале велись переговоры о дне венчания, договаривались о величине приданого и кладки,количестве гостей на свадебном пиру. В состав приданного могли входить скот, деньги,иконы, одежда, ткани, драгоценности, слуги-холопы. Окончанием переговоров служило ритуальное рукобитье, в процессе которого отцы молодых вставали напротив друг друга и с размаху били по рукам, которые загодя были обернуты платками, после чего жали друг другу руки.После сговора отказаться от брака было невозможно, это расценивалось как страшный грех, расплата за который будет длиться всю жизнь.



Свадебный обряд начинался рано утром с ”выкупа”места рядом с невестой. Во второй половине дня ехали в храм для венчания. Вовремя венчания следили за приметами: хорошими и плохими. Хорошие - дожди и снег, а плохие- падение предметов, угасание свечей или костров, появление препятствия между молодыми. По приезду домой начинали свадебный пир.



Развод считался позором, поэтому второй брак не имел святости, а третий не одобрялся церковью.


Работа Котовой Натальи