Ознакомьтесь с нашей политикой обработки персональных данных
  • ↓
  • ↑
  • ⇑
 
18:53 

Обряды русской свадьбы

В Древней Руси свадебный обряд был прост: жених и невеста брались за руки и на людях три раза обходили по ходу движения солнца кустракиты. Судьбу девушки или юноши нередко решали родители. Юноши и девушки могли увидеть друг друга только в церкви. Родители выбирали детям ровно из своего круга. Выдавали замуж в 15-16 лет. Родители выбирали детям ровно из своего круга. Время свадеб было четко обозначено: крестьяне зимой ( от Крещения до Масленицы) и осенью, а бояре устраивали от Пасхи до Троицы, так как крестьяне не могли терять работницу на летнюю пору.





Свадьбе предшествовало сватовство.

Независимо от времени года сваха надевала шаль и шубу красных оттенков, протапливали печь и сваха должна была двигаться только вдоль досок пола, но не поперек. В случае отказа слышали:“ Наш товар не проданный”, а в случае согласия устраивали пир.

Спустя несколько дней после сватовства проводился (в доме невесты) сговор (рукобитье),который служил символическим закреплением решения о свадьбе и заключении брака.
Нарушить сговорную грамоту считалось большим грехом. Также присутствовали родители и родственники с той и с другой стороны. Вначале велись переговоры о дне венчания, договаривались о величине приданого и кладки,количестве гостей на свадебном пиру. В состав приданного могли входить скот, деньги,иконы, одежда, ткани, драгоценности, слуги-холопы. Окончанием переговоров служило ритуальное рукобитье, в процессе которого отцы молодых вставали напротив друг друга и с размаху били по рукам, которые загодя были обернуты платками, после чего жали друг другу руки.После сговора отказаться от брака было невозможно, это расценивалось как страшный грех, расплата за который будет длиться всю жизнь.



Свадебный обряд начинался рано утром с ”выкупа”места рядом с невестой. Во второй половине дня ехали в храм для венчания. Вовремя венчания следили за приметами: хорошими и плохими. Хорошие - дожди и снег, а плохие- падение предметов, угасание свечей или костров, появление препятствия между молодыми. По приезду домой начинали свадебный пир.



Развод считался позором, поэтому второй брак не имел святости, а третий не одобрялся церковью.


Работа Котовой Натальи


14:31 

Повседневная жизнь русского человека

Трудовой день в семье начинался рано. Русские согласовывали свой домашний образ жизни с богослужебным порядком и в этом отношении делали его похожим на монашеский. Вставая от сна, русский тотчас искал глазами образ, чтобы перекреститься и взглянуть на него; сделать крестное знамение считалось причинее, смотря на образ; в дороге, когда русский ночевал в поле, он, вставая от сна, крестился, обращаясь на восток. Тотчас, если нужно было, после оставления постели надевалось бельё и начиналось умыванье; зажиточные люди мылись мылом и розовой
водой.
После омо
вений и умываний одевались и приступали к молению.

В комнате, предназначенной для моления, - крестовой или, если её не было в доме, то в той, где стояло побольше
образов, собиралась вся семья и прислуга; зажигались лампады и свечи; курили
ладаном. Хозяин как домовладыка читал перед всеми вслух утренние молитвы.

Окончив молитвословие, все расходились к домашним занятиям.

Там, где муж жену допускал до управления домом, хозяйка держала с хозяином совет,
что делать в предстоящий день, заказывала кушанье и задавала на целый день
уроки в работах служанкам. Но не всех жён уделом была такая деятельная жизнь;
большею частью жёны знатных и богатых людей по воле мужей вовсе не вмешивались
в хозяйство; всем заведовали дворецкий и ключник из холопов. Такого рода
хозяйки после утреннего моления отправлялись в свои покои и садились за шитьё и
вышивание золотом и шелками со своими прислужницами; даже кушанье к обеду
заказывал сам хозяин ключнику.

После всех домашних распоряжений хозяин приступал к своим обычным занятиям: купец
отправлялся в лавку, ремесленник брался за своё ремесло, приказные люди
наполняли приказы и приказные избы, а бояре в Москве стекались к царю и
занимались делами.

Приступая к началу дневного занятия, будь то приказное писательство или чёрная работа,
русский считал приличным вымыть руки, сделать перед образом три крёстных
знамения с земными поклонами, а если предстоит случай или возможность, принять
благословение священника.

В десять часов служились обедни.

В полдень наступало время обеда. Холостые лавочники, парни из простонародья,
холопы, приезжие в городах и посадах обедали в харчевнях; люди домовитые
садились за стол дома или у приятелей в гостях. Иногда семейные члены,
составлявшие со своими семьями одно семейство с хозяином, обедали от него и
особо; во время же званных обедов особы женского пола никогда не обедали там,
где сидел хозяин с гостями.

Стол накрывался скатертью, но не всегда это соблюдалось: очень часто люди незнатные
обедали без скатерти и ставили на голый стол соль, уксус, перец и клали ломтями
хлеб. Двое домашних служебных чинов заведовали порядком обеда в зажиточном
доме: ключник и дворецкий. Ключник находился в поварне при отпуске кушаний,
дворецкий - при столе и при поставце с посудой, стоявшей всегда против стола в
столовой. Несколько слуг носили кушанья из поварни; ключник и дворецкий,
принимая их, разрезали на куски, отведывали и тогда уже отдавали слугам ставить
перед господином и сидевшими за столом

После обычного обеда ложились отдыхать. Это был повсеместный и освящённый народным
уважением обычай. Спали, пообедавши, и цари, и бояре, и купцы; уличная чернь
отдыхала на улицах. Н
е спать или, по крайней мере, не отдыхать после обеда
считалось в некотором смысле ересью, как всякое отступление от обычаев предков.

Вставши от послеобеденного сна, русские опять принимались за обычные занятия.

Русские всегда ужинали, а после ужина благочестивый хозяин отправлял вечернее моление.
Снова затепливались лампады, зажигались свечи перед образами; домочадцы и
прислуга собирались на моление. После такого молитвословия считалось уже
непозволительным есть и пить: все скоро ложились спать.

Относительная замкнутость домашнего быта разнообразилась приёмами гостей, а также
праздничными церемониями, которые устраивались преимущественно во время
церковных праздников. Один из главных крестных ходов устраивался на Крещение. В
этот день митрополит освящал воду Москвы-реки, а население города совершало
обряд Иордани - «омывания святой водой».

Общественный быт включал также проведение игр и забав - как военных, так и мирных, например
взятие снежного городка, борьба и кулачный бой, городки, чехарда, жмурки,
бабки. Из азартных игр получили распространение игра в кости, а с XVI века - в
карты, привезённые с Запада. Любимым развлечением царей и бояр была охота.

Таким образом, жизнь человека в эпоху средневековья хотя и была сравнительно
однообразной, но далеко не исчерпывалась производственной и
социально-политической сферами, включала многие аспекты повседневного бытия, на
которые историки далеко не всегда обращают должное внимание.


Работу выполнила Лычёва Юлия


15:39 

Горделивые хоромы и курные избы

Основой городского владения являлся двор. Он был окружен прочной оградой, которая глухой стеной выходила на улицу. В глубине двора стоял дом. Рядом хозяйственные постройки – конюшня, хлев, за ним – сад, огород. Богатые горожане могли позволить себе иметь дворовую церковь. Основным строительным материалом на Руси служило дерево. Из него сооружали жилые дома, дворцы, храмы, хозяйственные постройки, крепости, мосты. Дерево имело немало преимуществ перед камнем. Во-первых, большое значение имела дешевизна, вызванная обилием лесов. Во-вторых, деревянное строительство шло очень быстро. Дом или небольшой храм дружная артель плотников могла сложить за один световой день. К тому же деревянные постройки легко разбираются и переносятся на новое место. Наконец, деревянное жилище более гигиенично. Оно «дышит». Зимой в нём тепло, летом прохладно, и, конечно же, суше, чем в каменном. Лучшим материалом для строительства считались хвойные породы деревьев: лиственница, сосна, ель. Они смолисты, а значит, медленно гниют, и имеют прямые стволы, что очень удобно при возведении зданий. Лес для строительства рубили зимой, когда древесина бывает наименее влажной. Брёвнам давали год полежать, посохнуть, а затем приступали к строительству.



Боярские хоромы включали каменные подклети, которые предохраняли имущество от пожаров. Особенностью богатых палат стало красное крыльцо с остроконечной кровлей на фигурных столбиках. Фасады украшали глубокие окна с арочными перемычками и гирькой. В XVII в. появились наличники окон — обрамление окна со стороны улицы, т. е. на «лице» дома. Поэтичность боярскому жилищу придавали двускатные или шатровые крыши с дымоходами. Конёк и фасады по-прежнему украшали языческой резьбой.
Богатый дом имел различные помещения, которые соединялись сенями. В тёплых сенях принимали гостей. За сенями был устроен нужник с гончарными сливными трубами. Жилые хоромы состояли из спальни — ложницы, кабинета хозяина, крестовой и трапезной. Двери внутри дома были небольшими, их обивали войлоком. Приёмные хоромы состояли из горниц, повалуши, столовой избы. На третьем этаже располагались женские комнаты — светлицы с большими окнами с трёх-четырёх сторон: здесь занимались рукоделием.
Окна состояли из небольших кусков слюды, сшитых конским волосом и укреплённых железом. Зимой с внутренней стороны окна вставляли обитые сукном щиты — втулки. Новшеством XVII в. стали подголовники — небольшие сундуки, в которых хранили всё самое ценное и которые во время сна клали под голову. Кресла и стулья были редки.
Полы настилали дубовыми квадратными пластинами. Стены обивали сукном и бархатом ярких цветов — узорочьем. Изразцовые печи с изображением зверей и птиц топили жарко, а температуру регулировали с помощью вьюшки. В трапезной стояли массивный дубовый стол и скамьи с перекидной спинкой. На поставцах — открытых полках с серебряной посудой — выставляли самые богатые предметы, например часы с двигающимся циферблатом и модные тогда серебряные яблоки. В богатых домах появились западноевропейские кровати с балдахинами и украшенное жемчугом, пухом и мехом постельное бельё из красного атласа. В крестовой размещался иконо стас. Достоянием богатого дома стали паникадила — люстры и шандалы — подсвечники из меди и железа. В кабинете хозяина имелся письменный прибор с перницей и песочницей, книги, парсуны — портреты и небольшие зеркала.


Домом рядового горожанина или крестьянина являлась еловая изба. Стена делила её на две половины — хозяйственную с печью и чистую горницу. Мечтой простых людей была постройка вместо однокамерной избы трёхкамерного дома. На севере сооружали высокие избы на подклети. Внутри избы обстановка была скромная: полати, неподвижные лавки, стол, светцы и божница с иконами в красном углу.
Постройки хозяйственного назначения — хлева, конюшни, амбары, сараи, погреба, мастерские — располагали позади дома. Задний двор был покрыт навозом и пересекался дорожками из досок. На зажиточном дворе имелись также сенник, сушила, завозня для телег и саней, поветь для инвентаря, мыльня и портомойка, ледник со льдом, где хранили припасы на два года вперёд на случай «лихих» времён. Во дворе богатой усадьбы был колодец с навесом — сенью и сад, имеющий не менее пяти деревьев, кусты крыжовника и роз, а также огород с грядками. Защитницей дома считали рябину, она плохо горела и препятствовала пожарам, а также губительно действовала на болезнетворные микробы.


Меликян Мариам

19:13 

Семейные заповеди "Домостроя"

Прежде всего, Домострой говорит о долге: долге супругов друг перед другом, родителей перед детьми, детей перед родителями, слуг перед господами, господ перед слугами... О долге каждого человека в семье и в государстве. Про "мужскую тиранию" и "женское бесправие" тоже сказано вполне конкретно. Домострой перечисляет обязанности мужчины и женщины в семье, причем сферы их влияния практически не пересекаются. Хозяин и хозяйка действуют автономно друг от друга, во многом они "равновелики". Хозяйка, точно так же, как и глава семейства, — государыня над детьми и над слугами в доме. Она научает, распоряжается, поощряет их и если надо — бранит. Но самое важное, что касается роли женщины в семье, выражено так: "Если подарит кому-то Бог жену хорошую — дороже это камня многоценного. Такой жены и при пущей выгоде грех лишиться: наладит мужу своему благополучную жизнь...
Брак и семейная жизнь. Русская жизнь городов, малых посадов и деревень была сильно окрашена аграрно-магическим, языческим мироощущением. Функцию законов на деле выполняли неписаные правила, запреты, обычаи. По ним девушка не всегда была во власти отца и семьи: ей предоставлялась некоторая самостоятельность. Законы раннего времени также предусматривают штрафы и кары в случае, если девицу принуждают силой выйти замуж, а она, не желая брака, причинит себе смерть или увечье. Древнерусские княжеские уставы считают в этом случае виноватыми отца и мать. Упрощенно говоря, женщина в славянском язычестве понимается не как человек второго сорта, но как совершенно иной человек, как самостоятельная сила.
Браки редко совершались по любви, взаимного уважения ждать было трудно. Отношения полов понимались часто как вражда двух родов, к каким принадлежали он и она. Развод фактически был возможен; женщины нередко возвращались в дом отца или матери. девушку с детства готовили к тому, что из-под власти отца она перейдет под власть мужа. В любых отношениях женщина считалась существом ниже мужчины. Она практически не обладала ни гражданскими, ни экономическими правами.
Работа Виноградовой Ксении

19:22 

Семейные нравы русского народа

Все иностранцы поражались избытку домашнего деспотизма мужа над женою. В отношениях между двумя полами русские видели одно животное влечение. По законам приличия, порожденным византийским аскетизмом и грубою татарскою ревностью, считалось предосудительным даже вести с женщиною разговор. Вообще женщина считалась существом ниже мужчины и в некоторых отношениях нечистым; таким образом, женщине не дозволялось резать животное: полагали, что мясо его не будет тогда вкусно. Печь просфоры позволялось только старухам. Русская женщина была постоянною невольницею с детства до гроба. У казаков женщины пользовались сравнительно большею свободою: жены казаков были их помощницами и даже ходили с ними в походы. У знатных и зажиточных людей Московского Государства женский пол находился взаперти, как в мусульманских гаремах. Девиц содержали в уединении, укрывая от человеческих взоров; до замужества мужчина должен быть им совершенно неизвестен; не в нравах народа было, чтоб юноша высказал девушке свои чувства или испрашивал лично ее согласия на брак.
Самые благочестивые люди были того мнения, что родителям следует бить почаще девиц, чтобы они не утратили своего девства. Чем знатнее был род, к которому принадлежала девица, тем более строгости ожидало ее: царевны были самые несчастные из русских девиц; погребенные в своих теремах, не смея показываться на свет, без надежды когда-нибудь иметь право любить и выйти замуж. При отдаче замуж девицу не спрашивали о желании; она сама не знала, за кого идет, не видела своего жениха до замужества, когда ее передавали в новое рабство. Сделавшись женою, она не смела никуда выйти из дома без позволения мужа, даже если шла в церковь, и тогда обязана была спрашиваться. Ей не предоставлялось права свободного знакомства по сердцу и нраву.
Обращение мужьев с женами было таково: по обыкновению, у мужа висела плеть, исключительно назначенная для жены и называемая дурак; за ничтожную вину муж таскал жену за волосы, раздевал донага, привязывал веревками и сек дураком до крови - это называлось учить жену; у иных мужьев вместо плети играли ту же роль розги, и жену секли, как маленького ребенка, а у других, напротив, дубина - и жену били, как скотину. Такого рода обращение не только не казалось предосудительным, но еще вменялось мужу в нравственную обязанность. Кто не бил жены, о том благочестивые люди говорили, что он дом свой не строит и о своей душе не радит, и сам погублен будет и в сем веце и в будущем, и дом свой погубит.

Между родителями и детьми господствовал дух рабства, прикрытый ложною святостью патриархальных отношений. Почтение к родителям считалось по нравственным понятиям ручательством здоровой, долгой и счастливой жизни. О том, кто злословит родителей, говорилось: «Да склюют его вороны, да съедят его орлы!» Чем благочестивее был родитель, чем более проникнут был учением православия, тем суровее обращался с детьми, ибо церковные понятия предписывали ему быть как можно строже.


Лубок













Работу выполнил Турий Дима.


00:28 

праздники

В праздничные дни главные
развлечения были связаны со скоморохами – артистами разного жанра. Глумцы –
шутники и комедианты – показывали фарс и сатиру. Самым популярным глумом было
представление «Боярин и челобитчики». Другие показывали потехи, т.е. цирковые
номера с медведем. Выступали «скоморошьи пары» - медведь с козой – настоящие звери
или ряженые скоморохи. Разыгрывались спектакли с глиняными и тряпичными
куклами, главной из которых был Петрушка. Повсюду звучала музыка. Играли на
домрах, зурнах, волынках, лирах. В XVII в. появилась балалайка. В 1636г. патриарх, а в 1648 г. царь запретил игру на музыкальных инструментах, но эти запреты м
ало помогали.



 

В Вербное воскресенье зародился
обычай хлестать друг друга целебной вербой от болезней, давать скотине и
ставить в красный угол. Символом жизни и благополучия в семье считали крашенное
яйцо к Пасхе. Люди верили, что таким яйцом можно было потушить пожар, вылечить
больного, спасти скот, получить с его помощью хороший урожай. Скорлупа считалась
целебной. Символом встречи весны теперь стало битьё и катание яиц, когда
старались разбить чужое яйцо и сохранить своё. Главным летним праздником стала
Троица.

 

Работу выполнила Ткаченко Татьяна


23:06 

Одежда бояр XVII века

Старинная одежда русской знати по своему покрою в общем имела сходство с одеждой людей низшего класса, хотя сильно отличалась по качеству материала и отделке. Тело облегала широкая, не доходившая до колен рубаха из простого холста или шелка, смотря по достатку хозяина. У нарядной рубахи, обычно красного цвета, края и грудь вышивались золотом и шелками, вверху пристегивался серебряными или золотыми пуговицами богато украшенный воротник. В простых, дешевых рубахах пуговицы были медными или заменялись запонками с петлями. Рубаха выпускалась поверх исподнего платья. На ноги надевались короткие порты или


штаны без разреза, но с узлом, позволявшим стянуть или расширить их в поясе по желанию, и с карманами.
Поверх рубахи и штанов надевался узкий безрукавный зипун из шелка, тафты или крашенины, с пристегнутым узким маленьким воротником. Зипун доходил до колен и служил обычно домашней одеждой.Обыкновенным и распространенным видом верхней одежды, надевавшейся на зипун, являлся кафтан с достигавшими до пят рукавами, которые собирались в складки, так что концы рукавов могли заменять перчатки, а в зимнее время служить муфтой. Спереди кафтана вдоль разреза по обеим его сторонам делались нашивки с завязками для застегивания. Материалом для кафтана служили бархат, атлас, камка, тафта, мухояр или простаякрашенина.


Знать носила перстни с печатями - напалки и с камнями - жиковины. Степенность боярину придавала трость. В моду вошли остроконечные или разделённые на две части бороды.
Бояре своим внещнем видом должны были внушать уважение народу и в многослойной одежде двигались степенно, неторопливо,с достоинством.


Для пошивки мужской одежды часто употреблялись заграничные привозные материи, причем предпочитались яркие цвета, особенно «червчатый» багряный. Наиболее нарядной считалась цветная одежда, которую надевали в торжественных случаях. Одежду, вышитую золотом, могли носить только бояре и думные люди. Нашивки всегда делались из материи иного цвета, чем сама одежда, и у богатых людей украшались жемчугом и драгоценными камнями. Простая одежда застегивалась обычно оловянными или шелковыми пуговицами. Ходить без пояса считалось неприличным; у знати пояса были богато украшены и достигали иногда в длину нескольких аршин.
Что касается обуви, то самой дешевой являлись лапти из бересты или лыка и башмаки, сплетавшиеся из лозовых прутьев; для обвертывания ног применяли онучи из куска холста или другой ткани. В зажиточной среде обувью служили башмаки, чоботы и ичетыги (ичеги) из юфти или сафьяна, чаще всего красного и желтого цвета.


Работу выполнил Егор Линёв

записки на полях...

главная