• ↓
  • ↑
  • ⇑
 
00:34 

Михаил Иванович Глинка

Михаил Иванович Глинка (1804-1857)



Картинка 1 из 68329


М.И. Глинка - русский композитор, родоначальник национальной классической музыки.
В детстве учился игре на фортепиано и скрипке. В 1817 г. был принят в Петербургский университетский пансион,
где продолжил музыкальные занятия.
Большую роль в творческой биографии Глинки сыграло общение его со многими выдающимися деятелями русской культуры
того времени — А. С. Пушкиным, А. С. Грибоедовым, В. А. Жуковским, А. С. Даргомыжским, М. А. Балакиревым,
А. Н. Серовым, В. В. Стасовым
В 1834г.Начал работать над оперой "Жизнь за царя". Высокой творческой зрелостью отмечена вторая опера Глинки
“Руслан и Людмила” (1842) на сюжет поэмы Пушкина, ярчайший образец сказочно-былинной тематики в оперном жанре.
Традиции “Руслана” нашли широкое развитие в творчестве композиторов “Могучей кучки”.


С творчеством Глинки связано начало эры в развитии русской музыкальной культуры. Подытожив все лучшее,
что было создано до него русскими композиторами, Глинка поднял отечественную музыку на качественно новую ступень
и снискал музыкальному искусству России мировое признание.

Работу выполнил Бычихин Артём


18:59 

Александр Сергеевич Даргомыжский

Александр Сергеевич Даргомыжский - русский композитор, чьё творчество оказало существенное влияние на развитие отечественного музыкального искусства XIX века. Один из
наиболее заметных композиторов периода между творчеством Михаила Глинки и «Могучей кучки», Даргомыжский считается основоположником реалистического направления в
русской музыке, последователями которого явились многие композиторы последующих поколений.



Родился Александр Сергеевич Даргомыжский 14 февраля 1813 года в Тульской губернии. Ранние детские годы будущего композитора прошли в имении родителей в Смоленской губернии. Затем семья переехала в Петербург. Родители будущего композитора были большими любителями музыки и поэзии, а мать даже писала стихи, которые печатались в популярных журналах.
Несмотря на скромный достаток, родители дали своим детям, - их было шестеро, - хорошее домашнее воспитание и образование.
Несмотря ни на что, Даргомыжский мечтает о создании национальной русской оперы. Выбор его останавливается на социальной драме Пушкина "Русалка", правдиво рассказывающей о трагической судьбе простой крестьянской девушки, обманутой князем. Вынашивая замысел этой оперы, композитор внимательно изучал все значительное, что было в литературе того времени, - образцы устной народной поэзии, описания народного быта, обрядов.
В конце 1850-х годов вокруг Даргомыжского начинает группироваться передовая композиторская молодежь - будущие члены творческой группы, известной в истории музыки под названием "Могучая кучка".
Он последовательно создает два оркестровых сочинения - "Украинский казачок" и "Бабу-ягу".
Интерес к творчеству композитора вселил в него новые надежды, пробудил новые замыслы. Лучшим из этих замыслов оказалась опера "Каменный гость". Написанная на текст одной из "маленьких трагедий" Пушкина, эта опера явила собой необычайно смелый творческий поиск. Вся она написана речитативом, в ней нет ни одной арии и лишь две песни Лауры - будто островки среди речитативных монологов ансамблей. Оперу "Каменный гость".
Даргомыжский не завершил. Предчувствуя близкую смерть, композитор поручил закончить ее своим более молодым друзьям - Кюи и Римскому-Корсакову. Ими она и была закончена, а затем и поставлена в 1872 году.

Выпольнила работу Меликян Мариам

22:47 

История архитектуры - Модерн
Работу выполнил Кудрявцев Саша
Модерн
Модерн родился на рубеже веков в европейской архитектуре как движение за создание стиля своей эпохи.
Со второй половины XIX века по мере широкого использования новых строительных материалов, в первую очередь железобетона и стекла, развития инженерного дела, значение архитектурного творчества сало падать. Возникло разделение труда инженеров и архитекторов. К инженерам-строителям отошла значительная часть строительства зданий. За архитекторами осталась функция преимущественно оформительского приложения к победно шагавшей строительной технике. Архитекторы занимались в основном, декорированием сооружений, сконструированных инженерами без особых мыслей о целостности композиции. В архитектуре царило засилье эклектики и украшательства.
В 90-х годах прошлого века модерн определился как архитектурный стиль. Он явился средством преодоления эклектизма, овладевшего европейской архитектурой. Модерн преследовал цель создания нового универсального синтетического стиля. Великие мастера модерна в одном произведениисоединяли в сказочном организме архитектуру, пластику, живопись, декоративно-прикладное искусство.
Модерн возник в противовес рационализму XIX века. С появлением в строительстве чугуна и стали в общественных, а затемв промышленных и жилых зданиях стала формироваться новая номенклатура типов зданий, исходя из их функционального назначения: универсамы, общественные библиотеки и др. Жилые здания проектируются, исходя из их функционального зонирования. Рационализм развивался как бы изнутри. Функция определяла форму, форма следовала за функцией.
Уже к 70-м годам XIX века утвердилось мнение, что рационализм не совсем архитектурно-художественное течение, а скорее инженерное дело. В архитектуре стиль модерн расцвел бурно и пышно. Он окрасил собой целый период истории архитектуры в конце прошлого века и вошел глубоким массивом вглубь нашего столетия. Это течение известно под названиями: "стиль модерн" в России,"ар-нуво" в Бельгии и Франции, "сецессион" в Австро-Венгрии, "югендштиль" в Германии, "стиль Альберти" в Италии, "модерн стайл" в Великобритании, "стиль Тиффани" в США и т.д.
"Стиль модерн" развивается главным образом в архитектуре городских особняков и дорогих многоквартирных зданий, загородных вилл и дач. Архитекторы модерна при формировании планов и композиции зданий смело шли на применение асимметричных решений в группировке объемов и расположении оконных и дверных проемов. Здесь, в среде частной жизни весьма состоятельного заказчика, воображение архитектора обретает материальную опору и свободу творчества. Формы окон, дверей, лестниц становятся разнообразными чуть ли не до бесконечности. Декоративное убранство фасадов, а особенно интерьеров достигает невероятной изощренности. Огромное значение придается в нем выразительности текучих ритмов, цвета и фактуры узорной поливной керамической облицовки, кованного чугунного железа, оконных и дверных витражей. Витражи модерна уже не абстрактны, как готические, а несут в себе бионические природные формы.
Для модерна характерны силуэты и орнаменты, стилизующие в плавных, легко изгибающихся линиях формы растений и водяных раковин. Фасады отличались округлыми, иногда фантастически выгнутыми контурами проемов, использованием решеток из кованого металла и глазурованной керамики сдержанного по тону цвета: зеленого, лилового, розового, серого. В зодчестве распространились плакучие, мягкие, словно бы самообразующиеся формы, в декоративном творчестве - стелющийся по поверхности, разрастающийся, обволакивающий стилизованный орнамент. Ряд орнаментальных мотивов модерна был позаимствован из искусства Дальнего Востока, прежде всего Японии. Мотивы эти получили впоследствии большое распространение.



23:07 

Альфонс Муха

Альфонс Муха
Работу выполнил Кудрявцев Саша



Муха Альфонс (Mucha Alphonse Maria) (1860—1939), чешский живописец, декоратор, график, основатель и мастер театральной и рекламной афиши в стиле модерн, в частности стиля Арт Нуво (Art Nouveau). Родился Альфонс Мария Муха в городке Иванчице 24 июля 1860 года. Художественное образование получил в Брно. В 1880 работал в Вене театральным художником-декоратором. Продолжил обучение в Академии художеств в Мюнхене (1885–1887) и академии Р.Жюльена в Париже. В 1887–1922 годах Альфонс Муха жил в основном в Париже. Несколько раз (начиная с 1903) посетил США, где работал как живописец и педагог. Широкую известность Муха приобрел после создания афиш для спектаклей театра «Ренессанс», парижского театра Сары Бернар («Жисмонда», 1894; «Дама с камелиями» Александра Дюма-сына, 1896; «Лорензаччо» Альфреда де Мюссе, 1896; «Медея» Еврипида, 1898). Муха выступал и как дизайнер этих постановок; по его эскизам создавались платья и сценические ювелирные украшения. В эти же годы Муха становится одним из ведущих художников французской рекламы, его композиции печатались в журналах в виде плакатов – с неизменной фигурой или головой томной дамы, погруженной в пестрый мир роскоши и неги. В том же стиле Арт Нуво художником создавались и красочные графические серии («Времена года», 1896; «Цветы», 1897; «Месяцы», 1899; «Звезды», 1900, которые и до нашего времени широко тиражируются в виде арт-постеров. Именно плакаты, созданием которых Альфонс Муха занимался в 1895-1905 годах, выдвинули чешского художника в число лидеров мирового модерна - стиля, возникшего под влиянием индустриального прогресса и эстетики символизма. Альфонс Муха стал очень знаменит еще при жизни, в конце 19 века работы Муха экспонировались во всех основных столицах Европы и в США. После окончания первой мировой войны Муха вернулся на родину. После провозглашения в 1918 году республики, Альфонсу Муха было поручено изготовление первых чехословацких почтовых марок, денежных знаков и государственного герба. С середины 1920-х годов Муха резко меняет направление своего творчества. Художник создает большой цикл картин «Славянская Эпопея», посвященный истории славянства (чехов, поляков, болгар, русских и других славянских народов), и, в частности, языческой, дохристианской истории, что вызвало недовольство католической церкви. Славянская Эпопея стала поэтизацией истории, свершившейся, по мнению чешских искусствоведов, с некоторым опозданием, — зато выполненной художником Муха с поразительным профессионализмом. Среди работ славянского цикла Муха наиболее известны картины: «Апафеоз истории славянства», «Праздник Свентовита», «Славяне на исконной родине», «Введение славянской литургии», «После битвы на Виткове», «После Грюнвальдской битвы», «Славянский праздник под липою» (все полотна в музее замка Моравски Крумлов).
Муха скончался в Праге 14 июля 1939 года.



23:14 

Гауди, Антонио

\
\
\Будущий великий архитектор родился в 1852 году в небольшом каталонском городке Реус. Семья его не отличалась богатством, но отец, работавший простым медником, привил сыну любовь к ремеслу в широком понимании этого слова.
На занятиях и пристрастиях мальчика сказалась и его слабое здоровье. Не имея возможности бегать и играть с другими детьми, Антонио подолгу наблюдал за миром природы - волнами, растениями, насекомыми. Тогда и сложилась его мечта – строить так, как строит природа. Потому-то и испытывал он отвращение к традиционным постройкам с прямыми линиями и углами, не расцвеченные игрой света и цвета.
Правда, его пристрастия были чужды и непонятны слишком многим людям. Поэтому до 1883 года, до встречи с Эусеби Гуэлем (будущим покровителем и другом Гауди) в «портфолио» архитектора было всего два проекта - Дом Висенс и Эль Каприччо – оба недостроенные.В Европе в это время царствовал неоготический стиль. Эстетические идеалы этого направления были сформулированы французским архитектором и писателем Виоле ле Дюком и английским критиком Джоном Раскиным. Они рекомендовали тщательно изучать готическое наследие, но не копировать в точности этот стиль, а творчески перерабатывать, оживлять современными элементами. Гауди с восторгом принял эти идеи.
Несдержанные фантазии Гауди и немалые средства Гуэля сложились и обогатили Каталонию прекрасными павильонами усадьбы семейства Гуэль, часовней и криптой Колонии Гуэль, фантастическим парком Гуэля в Барселоне. Дружба с текстильным магнатом дала выдающемуся зодчему не только возможность творить, но и принесла ему известность. В этот период у Гауди было много заказов и он самозабвенно творил дома, похожие на замки из песка, пещеры и гроты. Богато и разнообразно декорировал их, искал новые сочетания материалов, находил компромиссы между функциональностью и декоративностью.
Самым удивительным творением архитектора, конечно же, является Собор Святого Семейства (Саграда Фамилия). Возведению этого величественного здания Гауди отдал 37 лет своей жизни. Последние 16 – только ему. Но храм так и остался незавершенным. Одна из причин – отсутствие средств. Строительство велось исключительно на пожертвования горожан, и Гауди часто ходил по улицам с кружкой для подаяний.
Постройка этого здания была для архитектора неким служением, он отшельнически жил при строящемся здании, собирал на него средства и истово украшал свое произведение: «чтобы ангелам было приятно смотреть».
Смерть настигла Гауди летом 1926 года – его зацепило трамваем и несколько метров волокло по мостовой. Прощаться с великим зодчим пришло огромное количество жителей города. Его похоронили в крипте незаконченного собора. С разрешения церковных властей, конечно же. Более того, католическая церковь рассматривает возможность причисления архитектора к лику блаженных.

Работу выполнил Кудрявцев Саша





22:55 

Искусство в годы Великой отечественной войны (1941-1945)

Живопись.

В военные годы изобразительное искусство вносит свою лепту в приближение победы. На передовой между боями выпускались газеты, плакаты, придумывались карикатуры. В тылу были организованы две всесоюзные выставки («Великая Отечественная война», «Героический фронт и тыл») и 12 республиканских. В блокадном Ленинграде художники выпускали журнал «Боевой карандаш».

Главная пропагандистская роль отводилась плакату и политической карикатуре. Вскоре после начала войны по инициативе М.Черных стала выходить серия «Окна ТАСС». В первые два года плакат имел драматическое, даже трагическое звучание (В.Г. Корецкий «Воин Красной Армии, спаси!»). После перелома в ходе войны изменилось и настроение плаката (Л. Голованов «Дойдем до Берлина!»). За 1941–1945 гг. только центральные издательства выпустили свыше 800 плакатов общим тиражом более чем 34 млн. экземпляров.

Широчайшую известность приобрели работы Кукрыниксов (М.В. Куприянов, П.Н. Крылов, Н.А. Соколов). 24 июня москвичи увидели плакат «Беспощадно разгромим и уничтожим врага!», который воспроизвели на своих страницах множество советских и зарубежных газет и журналов. Слева, снизу, как бы из норы вылезает Гитлер с когтистой лапой и ощеренной мордой хищника. Он порвал лист – договор о ненападении, заключенный между СССР и Германией, и готовится схватить добычу, рядом, сброшенная маска. Путь претенденту на мировое господство преграждает советский воин, направляющий штык в чудовище.



Кукрыниксы. Фашистская псарня.

С художниками сотрудничали поэты С. Маршак, Д. Бедный, О. Брик. С. Маршак так прокомментировал плакат Кукрыниксов, разоблачающий бесчеловечную жестокость фашизма: «Не нужна мне кровь овечья, а нужна мне человечья».

В искусстве плаката господствует яркий и лаконичный язык, используются определенные живописные приемы. Главари фашизма обязательно изображались так, чтобы внушить к ним отвращение, презрение, показать их моральное убожество, вызвать неодолимое желание уничтожить, изгнать фашистов. Именно такими изображают Кукрыниксы Гитлера и его окружение, одно слово – «Фашистская псарня».

В годы войны были созданы и крупные произведения живописи и скульптуры, также носящие, пропагандистский характер. Это картины «Мать партизана» С. Герасимова, «Оборона Севастополя» А.Дейнеки, скульптура «Зоя Космодемьянская» М. Манизера.К исторической военной тематике обратились П. Корин, Е. Лансере, А. Бубнов.



А. Пластов. Фашист пролетел.


Современники утверждают, что зрители буквально застывали перед картиной А.Пластова «Фашист пролетел» экспонированной на выставке «Великая Отечественная война». Удивительно лирический, знакомый каждому осенний пейзаж – порыжелая трава, молодые тонкие березки, багряная осенняя листва, серое небо и, не будь в небе улетающего фашистского самолета, можно было бы подумать, что распростертый на земле мальчуган просто спит. Жестокое, бессмысленное, ничем не оправданное убийство. Ни одно из произведений военных лет так не кричало, не взывало к мщению за миллионы загубленных врагом мирных людей.


Великая Отечественная война оказалась самым страшным испытанием за всю историю существования России. Были разрушены 84 тыс. школ, вузов, более 600 научно-исследовательских институтов, сотни лабораторий; сожжены и разграблены 430 музеев, 44 тыс. дворцов культуры, библиотек, клубов, сотни хранилищ исторических сокровищ русского, украинского, белорусского, литовского, латвийского, эстонского и других народов Советского Союза. Пострадали дома – музеи Л.Н. Толстого в Ясной Поляне, А.С. Пушкина в Михайловском, П.И. Чайковского в Клину, И.С. Тургенева в Спасском-Лутовинове, Т.Г. Шевченко в Каневе, А.П. Чехова в Ялте. В руинах лежали многие города страны. Весьма внушительный, хотя и далеко не полный перечень. Культурному богатству СССР был нанесен громадный ущерб.



Работу выполнила Меликян Мариам


23:56 

Фреска

Фре́ска - живопись по сырой штукатурке, одна из техник стенных росписей. При высыхании содержащаяся в штукатурке известь образует тонкую прозрачную кальциевую плёнку, делающую фреску долговечной.



Boscoreale_fresco_woman_kithara.jpg (650×642)






История фресок насчитывает не одну тысячу лет. Расцвет это вида живописи пришелся на эпоху Возрождения. Фрески-ангелы Микеланджело
являются самым ярким выражением настенной живописи в стиле фрески. Фрески Микеланджело, которые считаются самым знаменательным творением того времени, созданы мастером живописи. Одна из самых знаменитых фресок с ангелами – «Сотворение Адама», написанная Микеланджело в 16 веке. Она изображена на потолке Сикстинской Капеллы в Ватикане.




фрески с изображением ангелов


Фрески из классической коллекции сюжетов Affresco способны идеально подчеркнуть и преобразить дизайн Вашего загородного дома. Часто их используют для украшения потолка в гостиной. Использование этого элемента декорирования очень ценится профессиональными дизайнерами. Фрески ангелы способны подарить ощущение воздушности, теплоты и безмятежности.


Работу выполнил Бычихин Артём

21:44 

Граффити


Граффити-изображения, рисунки или надписи, выцарапанные, написанные или нарисованные краской или чернилами на стенах и других поверхностях. К граффити можно отнести любой вид уличного раскрашивания стен, на которых можно найти все: от простых написанных слов до изысканных рисунков.


В исторической науке этот термин используется давно, но в более узком значении. Когда заходит речь о древних эпиграфических памятниках, то разделяют понятия «граффити» и «дипинти». Если последнее обозначает надписи краской, то «граффити» — процарапанные надписи (сам термин непосредственно происходит от итальянского глагола graffiare — «царапать»).



В настоящее время широкое распространение получил спрей-арт, то есть рисование граффити с помощью аэрозольной краски.

История:
Настенные надписи известны с глубокой древности, они открыты в странах Древнего Востока, в Греции, в Риме (Помпеи, римские катакомбы). Значение этого слова со временем стало обозначать любую графику, нанесенную на поверхность и расцениваемую многими как акт вандализма.

Возрождение:
Когда художники эпохи Ренессанса, такие как Пинтуриккьо, Рафаэль, Микеланджело, Гирландайо или Филиппино Липпи спускались в развалины Золотого дома Нерона, они вырезали или вырисовывали свои имена [12][13], и по возвращении оттуда начинали использовать гротескный стиль в своих работах.

Новое время:
На некоторых из египетских пирамид обнаружены граффити, оставленные французскими солдатами во время египетской кампании Наполеона. Лорд Байрон оставил свой след на одной из колонн в храме Посейдона на Мысе Сунион в Аттике, Греция. Примеры граффити также можно встретить в Америке — это знаменитый Расписной камень, национальный межевой знак на Орегонской тропе. В Германии на стенах Рейхстага до сих пор остались граффити, оставленные советскими солдатами.


Выполняла работу Гущина Катерина

21:48 

Панно (фр. panneau от лат. pannusкусок ткани) — живописное произведение декоративного характера, обычно предназначенное для постоянного заполнения каких-либо участков стены (настенное панно) или потолка (плафон);барельеф, резная, лепная или керамическая композиция, служащая для той же цели.

Панно, выполненные на внешних стенах здания из цветных плиток или в технике фрески, называют иногда муралями.

Самое большое панно на Украине находится в городе Краматорск Донецкой области[источник не указан 379 дней].

  • Воронеж (Депутатская улица)

  • Майоликовое мозаичное панно с изображением Иверской Божией Матери на стене церкви лечебницы Вредена. С-Петербург. Изготовлена в 1906 г. в Лондоне фирмой Дультона



    Работу выполнил Кудрявцев Саша

[править]


01:48 

Искусство во время блокады Ленинграда

Испытаниям, выпавшим на долю его жителей и подвигу
защитников города на Неве посвящены многочисленные произведения
литературы и искусства, начиная с созданных непосредственно в
годы блокады 1941—1944 годов
её очевидцами и участниками обороны города.


Поэзия
Ольга Берггольц, Ленинградский дневник, стихи и поэмы, 1941—1944
Вера Инбер, Пулковский меридиан, поэма Октябрь 1941 — ноябрь 1943 г. Ленинград
Поэзия блокадного Ленинграда
«Ленинградцы, дети мои!» — песнь казахского акына Дж. Джабаева в переводе М. Тарловского, сентябрь 1941

Проза
Вера Инбер, Почти три года (ленинградский дневник), Советский писатель, Л., 1947
Ольга Берггольц, Дневные звёзды, Советский писатель, Л., 1959
Д.Митрохин, Блокада


Музыка
Дмитрий Дмитриевич Шостакович, Симфония № 7 «Ленинградская» (1941—1942)
Л. А. Русов, 1982 год,
Ленинградская Симфония, Дирижирует Е. Мравинский.

Монументальное искусство

Зелёный пояс славы
Невский пятачок
Журавли (мемориал)
Обелиск «Городу-герою Ленинграду»


Мемориальная трасса «Ржевский коридор»
Работу выполнил Бычихин Артём.



19:47 

Культ личности Сталина

Культ личности - возвеличивание отдельной личности.
Наиболее впечатляющие примеры культа личности дали режимы Сталина в СССР, Гитлера в Германии, Мао Цзэдуна в Китае и Ким Ир Сена в Северной Корее. В период расцвета их правления эти лидеры почитались как богоподобные вожди, не способные совершить ошибку. Повсеместно развешивались их портреты, художники, писатели и поэты плодили произведения, раскрывающие различные грани неповторимых личностей диктаторов.
Культ личности Сталина - возвеличивание личности И. В. Сталина средствами массовой пропаганды, в произведениях культуры и искусства, в государственных документах, законах, создание вокруг его имени полубожественного ореола. Культ личности самого себя был создан лично самим Сталиным, который занимался этим как приоритетной темой все годы своего правления, вплоть до марта 1953 года. Сталин создавал культ, правя биографии, уничтожая свидетелей, создавая новые учебники, вмешиваясь в любые науки, искусства и культуру. Выражение «культ личности Сталина» получило широкое распространение после появления в 1956 году в докладе Н. С. Хрущёва «О культе личности и его последствиях» и в постановлении ЦК КПСС «О преодолении культа личности и его последствий».
В Сталинский период советская пропаганда создала вокруг Сталина полубожественный ореол непогрешимого вождя. Именем Сталина (а также его ближайших соратников) назывались бесчисленные географические, народно-хозяйственные, технические, военные, транспортные, культурные и прочие объекты, предметы, награды. Ввиду объявления Сталина теоретиком марксизма-ленинизма, его имя упоминалось и его портретный образ изображался в одном ряду с Марксом, Энгельсом и Лениным, а также, подобно «марксизму-ленинизму», иногда использовался термин «сталинизм», десятилетия спустя ставший понятием-определением созданного им политического режима с отрицательной оценкой-осмыслением.
Образ Сталина стал одним из центральных в советской литературе 1930-х-1950-х годов; произведения о вожде писали также зарубежные писатели-коммунисты, в том числе Анри Барбюс, Пабло Неруда, эти произведения переводились и тиражировались в СССР. Произведения, прославляющие Сталина, в изобилии появлялись и в публикациях фольклора практически всех народов СССР.
Сталиниана постоянно присутствовала в первую очередь в советской печати, кинематографии, музыке, живописи и скульптуре этого периода, включая монументальное, изобразительное и массовое искусство. Прижизненные памятники Сталину, как и памятники Ленину, устанавливались массово в большинстве городов СССР, а после 1945 и Восточной Европы. В дни государственных праздников обязательным и широко отражённым в кинематографе стал ритуал поднятия над Москвой на аэростатах огромного портрета Сталина, подсвечиваемого прожекторами. Особую роль в создании пропагандистского образа Сталина сыграли массовый советский плакат, посвящённый самой разнообразной тематике с его изображением, а также обязательное размещение его портретов во всех государственных и общественных зданиях и помещениях и на транспорте.
Именем Сталина прижизненно было названо огромное количество объектов, в том числе населённых пунктов, улиц, заводов, шахт, колхозов, дворцов культуры и прочих объектов, а также военная и прочая техника.
Аналогичные по характеру, но меньшие по масштабу явления наблюдались и в отношении других государственных руководителей 1930-х-1950-х. Сопоставимым с культом Сталина был только культ Ленина, продолжавшийся весь советский период, заниженный во времена Сталина, но вновь и ещё с большей силой возвышенный после смерти Сталина.
Н. С. Хрущёв, развенчивая культ личности в своём знаменитом докладе на XX съезде КПСС утверждал, что Сталин всячески поощрял такое положение вещей. В частности, Хрущёв утверждал, что следующий отрывок был вписан самим Сталиным: «Мастерски выполняя задачи вождя партии и народа, имея полную поддержку всего советского народа, Сталин, однако, не допускал в своей деятельности и тени самомнения, зазнайства, самолюбования».



Меликян Мариам

14:33 

Постиндустриальное общество. США

Постиндустриальное общество - это следующая стадия развития общества и экономики после индустриального общества, в экономике которого преобладает инновационный сектор экономики с высокопроизводительной промышленностью, индустрией знаний, с высокой долей в ВВП высококачественных и инновационных услуг. И с конкуренцией во всех видах экономической и иной деятельности.
Значительное влияние на современную цивилизацию оказали США. Достижения в области электроники. Сразу после Второй мировой войны были созданы первые электронно-вычислительные машины(ЭВМ). Хотя они были громоздкими (ЭВМ ЭНИАК, созданная в США в 1946 г. весила 30 т, занимала площадь 150 мкв. и имела 18 тыс. электронных ламп) и выполняли лишь простейшие действия,они дали мощный толчок в исследованиях в этой области. Уже второе поколениеЭВМ, созданное на основе полупроводниковых транзисторов, уменьшилось в размерах,стало быстрее работать и имело большую память. Третье поколение ЭВМ было связано с появлением интегральных схем, плат, на которых размещались сначала несколько десятков, а впоследствии миллионы полупроводников, что позволилоувеличить скорость работы до 100 млн операций в секунду.


Химия,биология, биохимия не обошли своим вниманием и сельское хозяйство.
Весомые достижения во второй половине ХХ в. имели место в генетике. Лидерство здесь заняли США. В 1953 г. ученые Кембриджского университета Д. Уотсон и Ф. Крик открыли молекулу ДНК, несущую в себе программу развития организма. В 1972 г. в калифорнийском университете исследовались возможности изменения структуры ДНК, что открыло путь к созданию искусственных организмов. Первый патент в этой области, за создание метода генной инженерии микроорганизмов, ускоряло переработку сырой нефти, был издан в 1980 американскому ученому А. Чакрабарти. В 1988 г. Гарвардский университет получил патент на выращивание, с помощью генетических манипуляций,живой мыши. Началось выведения новых пород животных и растений. В частности, создавались растения. Которые устойчивы к вредителям илиимеют вероятно заданные свойства. Однако, во многих странах по их употребление является предвзятость, даже существуют законодательные запреты. Мотивируется это тем, что нет исследований, которые бы дали положительные результаты, они не повлияют в будущем на генотип человека.




Послевоенное развитие ракетной техники в первую очередь был продиктован созданием эффективныхносителей ядерного оружия. Наибольшее развитие ракетная техника получила в США.



Однако США первыми осуществили в июле 1969 г. пилотируемый полет на Луну (всего на поверхности Луны побывало 12 астронавтов Первым из которых был Нейл Армстронг), стали использовать «космические челноки» - ракеты-самолеты(Программа «Шаттл»). Два из «челноков» потерпели крушение - «Челленджер» (1986 г.)и «Атлантис» (2003 г.).



Меликян Мариам

13:54 

Любое художественное произведение устремлено в будущее. В истории искусства можно найти много примеров предупреждения художниками своих сограждан о надвигающейся социальной опасности: войнах, расколах, революциях и т. п. Способность к провидению присуща великим художникам, возможно именно в нем и состоит главная сила искусства.

Немецкий живописец и график эпохи Возрождения Альбрехт Дюрер (1471—1528) создал серию гравюр «Апокалипсис» (греч. apokalypsis — откровение — это слово служит названием одной из древних церковных книг, которая содержит пророчества о конце света). Художник выразил тревожное ожидание всемирно-исторических перемен, которые действительно через некоторое время потрясли Германию. Самой значительной из этой серии является гравюра «Четыре всадника». Всадники — Смерть, Суд, Война, Мор — яростно проносятся по земле, не щадя ни королей, ни простолюдинов. Клубящиеся облака и горизонтальные штрихи фона увеличивают скорость этого бешеного галопа. Но стрела лучника упирается в правый край гравюры, словно останавливая это движение.
По сюжету Апокалипсиса всадники появляются на земле по очереди, но художник специально поместил их рядом. Всё как в жизни — война, мор, смерть, суд приходят вместе. Считается, что разгадка подобного размещения фигур — в желании Дюрера предупредить современников и потомков о том, что, сокрушив стену, которую в виде края гравюры воздвиг художник, всадники неминуемо ворвутся в реальный мир.


В картине «Большевик» Борис Михайлович Кустодиев (1878–1927) использовал метафору (скрытый смысл), которая на протяжении многих десятков лет не была разгадана. На этом примере можно понять, как содержание картины наполняется новым смыслом, как эпоха с ее новыми взглядами, изменившимися ценностными ориентирами вкладывает в содержание новые смыслы.


Многие годы эту картину трактовали как торжественный гимн стойкому, твердому духом, несгибаемому революционеру, возвышающемуся над обыденным миром, который он осеняет взмывающим в небо красным флагом. События последнего десятилетия ХХ в. дали возможность понять то, что осознанно или, скорее всего, неосознанно почувствовал художник в начале века. Сегодня эта картина, как и «Новая планета» К. Юона, наполняется новым содержанием. Но вот как художникам в то время удалось так точно ощутить грядущие социальные перемены, остается загадкой.


Русский художник Аристарх Васильевич Лентулов (1882—1943) в своих динамичных композициях стремился выразить внутреннюю энергию объекта. Дробя предметы, надвигая их друг на друга, сдвигая плоскости и планы, он создавал ощущение молниеносно меняющегося мира. В этом беспокойном, смещающемся, несущемся и расщепленном пространстве угадываются знакомые очертания московских соборов, виды Новгорода, исторические события, выраженные в аллегорической форме, цветы и даже портреты. Его волнуют бездонные глубины человеческого сознания, находящегося в постоянном движении. Его привлекает возможность передать то, что вообще неизобразимо, например, распространяющийся звук в картине «Звон. Колокольня Ивана Великого».


В картине «Василий Блаженный» невиданные, фантастические силы сдвигают устоявшиеся формы и понятия, хаотичное смешение цветов передает калейдоскопические, хрупкие, распадающиеся на бесчисленные элементы изображения города и отдельных сооружений. Все это предстает перед зрителями как двигающийся, мерцающий, звучащий, эмоционально насыщенный мир. Широкое использование метафоры помогает художнику обычные вещи превращать в яркие обобщенные образы.


Примерами предсказаний искусством социальных перемен и потрясений можно считать и офорты Ф. Гойи, картины «Герника» П. Пикассо и многие другие.

,



Меликян Мариам

19:22 

Распад СССР

Распад СССР - процесс прекращения существования СССР в 1991.
Причинами распада СССР - стало то, что 26 марта 1981 года У. Кейси прибыл с докладом к Рейгану. Кейси представил новую информацию о положении дел в СССР:
СССР в очень трудном положении, в Польше восстание, СССР застрял в Афганистане, Кубе, Анголе и Вьетнаме. Кейси настаивал на том, что лучшего времени для развала СССР не существует. Рейган согласился и Кейси начал готовить свои предложения по развалу СССР.
В начале 1982 года Кейси на закрытом совещании в белом доме предложил план по распаду СССР. Для некоторых высших чиновников Рейгановской администрации предложение по распаду СССР стало шоком. Все 70-е годы Запад и Европа приучали себя к мысли, что с СССР надо не воевать, а договариваться. Большинство считало, что иного пути в эпоху ядерного оружия просто нет. План NSDD был направлен в другую сторону. 30 января 1982 года на собрании рабочей группы был принят план Кейси по развертыванию тайных наступательных операций против СССР, под грифом совершенно секретно он получил название «план NSDD» (директива администрации Рейгана в деле стратегии, целей и устремлений США в отношениях с СССР). План NSDD четко формулировал, что следующей целью США является уже не сосуществование с СССР, а изменение советской системы. Вся рабочая группа признала необходимое достижение одной цели – распада СССР!

Процесс распада СССР начинался с выхода республиканских компартий из состава КПСС. Этот процесс повлек за собой дробление ранее единой и централизованной союзной номенклатуры и сопровождался стремительным отходом от московских верхов республиканской политической элиты. Правящая национальная верхушка стремилась ликвидировать все формы подчинения центру, который не мог остановить сепаратистские тенденции. Поэтому руководство республик взяло курс на выход из СССР. Начался период "парада суверенитетов" и "войны законов".

Весной и летом 1991 г. РСФСР и другие союзные республики приняли декларацию о государственном суверенитете. На фоне общей дезинтеграции вспыхнули кровавые межнациональные конфликты в Нагорном Карабахе, Южной Осетии и других регионах Советского Союза.

К августу 1991 г. переговоры Президента СССР и представителей 9 (из 15) союзных республик закончились подготовкой компромиссного договора о создании Содружества Суверенных Государств. По сути, это была последняя попытка центра предотвратить распад СССР. Однако события развивались по-другому.

В ночь на 19 августа власть попытался взять в свои руки Государственный комитет по чрезвычайному положению (ГКЧП), в лице вице-президента СССР Г. И. Янаева, премьер-министра В. С. Павлова, министра обороны Д. Т. Язова, министра внутренних дел Б. К. Пуго и др. ГКЧП объявил о введении чрезвычайного положения, расформировании структур власти, действовавших вопреки Конституции 1977 г., приостановлении деятельности оппозиционных партий, нерушимости СССР, контроле над средствами массовой информации. Однако Президенту РСФСР Б. Н. Ельцину удалось организовать сопротивление, и 22 августа члены ГКЧП были арестованы. Ельцин приостановил деятельность КПСС на территории РСФСР, а в ноябре 1991 г. Коммунистическая партия была распущена.

После этих событий распад СССР был неизбежным. Первыми из СССР вышли Латвия, Литва и Эстония. В начале декабря 1991 г. лидеры России (Б. Н. Ельцин), Украины (Л. М. Кравчук) и Белоруссии (С. С. Шушкевич) подписали так называемые Беловежские соглашения, объявлявшие о роспуске СССР и создании Содружества Независимых Государств, к которому 21 декабря присоединились Азербайджан, Армения, Казахстан, Киргизия, Молдавия, Таджикистан, Туркмения, Узбекистан. Через четыре дня в связи с распадом СССР М. С. Горбачев подал в отставку с поста Президента.

Распад СССР привёл к независимости 15 республик СССР и появлению их как самостоятельных государств. Ни одна из республик не выполнила при этом всех процедур, предписываемых законом СССР от 3 апреля 1990 года «О порядке решения вопросов, связанных с выходом союзной республики из состава СССР».


Меликян Мариам


02:11 

Распад СССР

Союз Советских Социалистических Республик — государство, существовавшее с 1922 года по 1991 год на территории Европы и Азии. Союз ССР занимал почти 1/6 часть обитаемой суши Земли и был самой крупной по площади страной мира.

Flag of the Soviet Union.svg - флаг СССР

Распад СССР — процессы системной дезинтеграции, происходившие в экономике (народном хозяйстве), социальной структуре,
общественной и политической сфере Советского Союза, приведшие к прекращению существования СССР в конце 1991 года.

25 декабря 1991 — Президент СССР М. С. Горбачев объявил о прекращении своей деятельности на посту Президента СССР
«по принципиальным соображениям»; 26 декабря Верховный Совет СССР принял декларацию о прекращении существования СССР.
- СССР

Причины распада:
В настоящее время среди историков нет единой точки зрения на причины распада СССР и на возможность его предотвращения. Среди возможных причин называют следующие:


  • Подрывная деятельность стран Запада во главе с США и их агентов влияния, являвшаяся составной частью «холодной войны»;

  • Некомпетентность союзного руководства, эгоистическое желание лидеров союзных республик избавиться от контроля центральных властей и использовать горбачевские демократические реформы для разрушения основ государства и общества;

  • моноцентризм принятия решений (только в Москве, т.н. «союзный центр»), что приводило к неэффективности и потере времени при принятии решений и недовольству региональных властей;

  • центробежные националистические тенденции, присущие, по мнению некоторых авторов[6], каждой многонациональной стране и проявляющиеся в виде межнациональных противоречий и желания отдельных народов самостоятельно развивать свою культуру и экономику;

  • диспропорции экстенсивной экономики (характерные для всего времени существования СССР), следствием которых становилась постоянная нехватка товаров народного потребления, растущее техническое отставание во всех сферах обрабатывающей промышленности (компенсировать которое в условиях экстенсивной экономики можно только высокозатратными мобилизационными мерами, комплекс таких мер под общим названием «Ускорение» был принят в 1987 году, но экономических возможностей выполнить его уже не было);

  • неудачные попытки реформирования советской системы, приведшие к стагнации, а затем развалу экономики, что повлекло за собой развал политической системы);
  • кризис доверия к экономической системе: в 1960—1970-е годы главным способом борьбы с неизбежным[источник?] при плановой экономике дефицитом товаров народного потребления была выбрана ставка на массовость, простоту и дешевизну материалов, большинство предприятий работали в три смены, производили сходную продукцию из материалов невысокого качества. Количественный план был единственным способом оценки эффективности предприятий, контроль качества был минимизирован. Результатом этого стало падение качества производимых в СССР товаров народного потребления. Кризис доверия к качеству товаров становился кризисом доверия ко всей экономической системе в целом;

  • инициированное американским правительством снижение мировых цен на нефть, пошатнувшее экономику СССР растущее недовольство населения, связанные с периодическими перебоями с продовольствием (особенно в эпоху застоя и Перестройку) и прочими товарами первой необходимости и длительного пользования (холодильники, телевизоры, туалетная бумага и т. д.),
  • запреты и ограничения (на размер садового участка и т. д.); постоянное отставание в уровне жизни от развитых стран Запада и безуспешные попытки «догнать» его;

  • Афганская война, холодная война, непрекращающаяся финансовая помощь странам соцлагеря, развитие ВПК в ущерб другим сферам экономики разоряли бюджет.ряд техногенных катастроф (авиакатастрофы, чернобыльская авария, крушение «Адмирала Нахимова», взрывы газа и др.) и сокрытие информации о них;

Политик и ученый Руслан Хасбулатов связал попытку создания нового Союзного договора с развалом СССР:
Самая большая опасность возникла, когда появилась идея заключения нового Союзного договора. Идея совершенно пагубная. Первый Союзный договор, объединивший Российскую Федерацию, Украину, Закавказье, был заключен в 1922 году. Он послужил основой
первой советской Конституции в 1924 году. В 1936 году была принята вторая, а в 1977 — третья Конституция. И Союзный договор в них окончательно растворился, о нем помнили только историки. И вдруг он возникает вновь. Своим появлением он ставил
под сомнение все предыдущие конституции, как бы признавал СССР нелегитимным. С этого момента дезинтеграция начала набирать силу.

Население:
Файл:Население республик Советского Союза.png

Работу выполнил Бычихин Артем




00:28 

Хрущевская оттепель в искусстве.

Хрущёвская оттепель - неофициальное обозначение периода в истории СССР после смерти И. В. Сталина (середина 1950-х — середина 1960-х годов). Название связано с пребыванием на посту Первого секретаря ЦК КПСС Н. Хрущёва (1953—1964).
Начальной точкой «хрущёвской оттепели» послужила смерть Сталина в 1953 году. К «оттепели» относят также недолгий период, когда у руководства страны находился Георгий Маленков и были закрыты крупные уголовные дела , прошла амнистия осуждённых за незначительные преступления.

Оттепель в искусстве.
Во время периода десталинизации заметно ослабла цензура, прежде всего в литературе, кино и других видах искусства, где стало возможным более критическое освещение действительности. «Первым поэтическим бестселлером» оттепели стал сборник стихов Леонида Мартынова. Главной платформой сторонников «оттепели» стал литературный журнал «Новый мир». Некоторые произведения этого периода получили известность и за рубежом, в том числе роман Владимира Дудинцева «Не хлебом единым» и повесть Александра Солженицына «Один день Ивана Денисовича». Другими значимыми представителями периода оттепели были писатели и поэты Виктор Астафьев, Владимир Тендряков, Белла Ахмадулина, Роберт Рождественский, Андрей Вознесенский, Евгений Евтушенко. Было резко увеличено производство фильмов. Основные кинорежиссёры оттепели — Марлен Хуциев, Михаил Ромм, Георгий Данелия, Эльдар Рязанов, Леонид Гайдай. Важным культурным событием стали фильмы — «Карнавальная ночь», «Застава Ильича», «Весна на Заречной улице», «Идиот», «Я шагаю по Москве», «Человек-амфибия», «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещён». В 1955-1964 годах на большей части страны была введена телетрансляция. Телестудии открыты во всех столицах союзных республик и во многих областных центрах.
В Москве в 1957 году проходит VI Всемирный фестиваль молодёжи и студентов.

Конец оттепели.
Завершением «оттепели» считается отстранение Хрущёва и приход к руководству Леонида Брежнева в 1964 году. Впрочем, ужесточение внутриполитического режима и идеологического контроля было начато ещё во время правления Хрущёва после окончания Карибского кризиса. Десталинизация была остановлена, а в связи с празднованием 20-й годовщины победы в Великой Отечественной войне начался процесс возвеличивания роли победы советского народа в войне. Личность Сталина старались как можно больше обходить стороной, он так и не был реабилитирован. В БСЭ о нём осталась нейтральная статья. В 1979 году по случаю 100-летия Сталина вышло несколько статей, но особых торжеств не устраивали.
Массовые политические репрессии, однако, не были возобновлены, а лишённый власти Хрущёв ушёл на пенсию и даже оставался членом партии. Незадолго перед этим сам Хрущев раскритиковал понятие "оттепель" и даже назвал придумавшего его Эренбурга "жуликом".
Ряд исследователей полагает, что окончательно оттепель закончилась в 1968 году после подавления "Пражской весны" С завершением «оттепели» критика советской действительности стала распространяться лишь по неофициальным каналам.


Работу выполнила Меликян Мариам.



01:41 

Предсказания в искусстве

Предсказания в искусстве


Любое художественное произведение устремлено в будущее. В истории искусства можно найти много примеров предупреждения художниками своих сограждан
о надвигающейся социальной опасности: войнах, расколах, революциях и т. п. Способность к провидению присуща великим художникам, возможно именно в нем и состоит главная сила искусства.
ДЮРЕР. Четыре всадника. Гравюра Немецкий живописец и график эпохи Возрождения Альбрехт Дюрер (1471—1528) создал серию гравюр «Апокалипсис»
Художник выразил тревожное ожидание всемирно-исторических перемен, которые действительно через некоторое время
потрясли Германию. Самой значительной из этой серии является гравюра «Четыре всадника». Всадники — Смерть, Суд,
Война, Мор — яростно проносятся по земле, не щадя ни королей, ни простолюдинов. Клубящиеся облака и
горизонтальные штрихи фона увеличивают скорость этого бешеного галопа. Но стрела лучника упирается в
правый край гравюры, словно останавливая это движение.



Гойя. Какое мужество


Пикассо. Герника.




Юон. Новая планета.


Примерами предсказаний искусством социальных перемен и потрясений
можно считать и офорты Ф. Гойи, картины «Герника» П. Пикассо, «Большевик» Б. Кустодиева, «Новая планета» К. Юона и многие другие.

Работу выполнил Бычихин Артём.


01:52 

Хрущевская оттепель

Хрущевская оттепель

Хрущёвская о́ттепель; оттепель — неофициальное обозначение периода в истории СССР после смерти И. В. Сталина (середина 1950-х — начало 1960-х годов). Характеризовался во внутриполитической жизни СССР ослаблением тоталитарной власти, появлением некоторой свободы слова, относительной демократизацией политической и общественной жизни, большей свободой творческой деятельности. Название связано с пребыванием на посту Первого секретаря ЦК КПСС Н. С. Хрущева (1953—1964).

Слово «оттепель» связано с одноименной повестью Ильи Эренбурга.

Начальной точкой «хрущёвской оттепели» послужила смерть Сталина в 1953 году. К «оттепели» относят также недолгий период, когда у руководства страны находился Георгий Маленков и были закрыты крупные уголовные дела («Ленинградское дело», «Дело врачей»), прошла амнистия осуждённых за незначительные преступления. В эти годы в системе ГУЛАГа вспыхивают восстания заключённых под антисталинскими лозунгами: Норильское восстание, Воркутинское восстание, Кенгирское восстание и др.

С укреплением у власти Хрущёва «оттепель» стала ассоциироваться с осуждением культа личности Сталина. На XX съезде КПСС в 1956 году Н. С. Хрущёв произнёс речь, в которой были подвергнуты критике культ личности Сталина и сталинские репрессии, а во внешней политике СССР был провозглашён курс на «мирное сосуществование» с капиталистическим миром. Хрущёв также начал сближение с Югославией, отношения с которой были разорваны при Сталине.

В целом, новый курс был поддержан в верхах партии и соответствовал интересам номенклатуры, так как ранее даже самым видным партийным деятелям, попавшим в опалу, приходилось бояться за свою жизнь. Другим мотивом были огромные административные и военные издержки, которых требовал тоталитарный контроль сталинского типа над странами социалистического лагеря.

Во время периода десталинизации заметно ослабла цензура, прежде всего в литературе, кино и других видах искусства, где стало возможным более открытое освещение действительности. «Первым поэтическим бестселлером»[1] оттепели стал сборник стихов Леонида Мартынова

Вот таким непростым был период «хрущевской оттепели». Хрущев, «вождь из народа», был изгнан из власти. Его, как политика и человека усердно топтали, память о нем выжигалась более двадцати лет. Покинув нас, он не удостоился даже газетно­го некролога. Вторым Стали­ным даже в заблудившемся сознании народа уже никто стать не смог бы. Хрущев, как никто в советской истории, приземлил роль и предназначение вождя, низвел их до буд­ничности прораба на стройке, бригадира в цехе, председа­теля в колхозе.

работы выполнил Бычихин Артём

16:20 

Во всяком посаде в своём наряде.

Поверх одежд в Древней Руси носили плащи.Наиболее распространенная его форма — вотола. Это был плащ без рукавов длиной до колен и подпоясанный у шеи. Изготавливался из толстой льняной ткани, у князей и простолюдинов отличался отделкой. Дорожной и зимней одеждой был суконный плащ — мятель. Обычно мятель кроили из плотного шерстяного привозного сукна. За разорванный мятель в драке полагался довольно высокий штраф — три гривны.
Знаком отличия русских князей был богатый плащ — корзно. Он был длинным, почти до пят, накидывался на левое плечо и застегивался справа на груди большой фигурной застежкой — фибулой. Корзно делали из более богатых материй — бархата, парчи, оторачивали каймой из золотной ткани, украшали камнями, подбивали мехом. Он имел всегда подкладку контрастного цвета. Со временем корзно стали делать короче и называть приволокой. В XVI в. появилось особого рода праздничное платье, называемое ферязью. Она, также как и кафтан, надевалась на зипун и относилась к средней одежде. Иногда ее надевали и на кафтан. Это была широкая и длинная одежда, почти до ступней, без воротника, с широкими и длинными рукавами. Ферязь — слово персидское, и шилась она из шелковой персидской материи. Более теплые и нарядные ферязи были бархатными, парчовыми и подбитыми мехом.
Спереди на ферязи делали нашивки, называемые образцами. Они представляли собой несколько вышитых золотом или шелками круглых или четырехугольной формы мест, отделенных друг от друга другой материей. Это были своего рода петлицы. Первоначально ферязи стягивались завязками, а позже застегивались пуговицами. Рукава ферязи были почти до самой земли. В один рукав, собранный во множество складок, продевали руку, другой висел до пола. Иногда рукава откидывали назад или завязывали за спиной узлом.
К накидной верхней летней одежде относили опашень. Осенью и весной надевали однорядку. Они были одинакового покроя, но различались материей. Опашни могли шить из шелковых материй или тонкого сукна, а однорядку всегда из сукна. Это были широкие, до пят, с длинными рукавами одежды. По бокам делали нашивки, разрез обшивали кружевом, застегивались пуговицами, а к воротнику пристегивали воротник-ожерелье. Опашни соответствовали шелковым плащам, а однорядки — суконным демисезонным пальто без подкладки. Отсюда и их название.
Работы выполнил Коршиков Вова.

17:57 

Стол-престол для бояр и народа.

В боярских домах по праздникам использовали крупитчатый хлеб из пшеничной муки высшего качества и сдобные пшеничные караваи.Из тонкой просеянной через ситец муки выпекали ситный хлеб для купцов.Из просеянной через редкое решето муки выпекали решётный хлеб в семьях простых горожан.Крестьяне выпекали мякинный,или пушной,хлеб из непросеянной муки с примесью мякины-остатков колосков и стеблей.В неурожайные годы в такую муку подмешивали размолотые жёлуди,кору дуба,крапиву и лебеду.
Под влиянием ордынцев хлеб начали печь в форме хомута и изогнутой конской сбруи.Появились новые виды пирогов-большие кулебяки с мясом,постные пироги из рыбы и капусты-рыбники,пряженые пироги,карасики с творожной или гороховой начинкой.Пироги из ржаного теста с кашей называли сканцами,а с ягодками-калитками.
Популярны были пряники,особенно с надписями.Пекли и печенье с большим количеством пряностей-корицы,имбиря,гвоздики,кардамона,аниса,бадьяна.
В конце пира всегда выносили "разгонный" пряник,который ломали и раздавали гостям.
Большое влияние на характер русской кухни оказывали посты.Их было четыре-Великий,Петровский,Успенский,Рождественский.Основной едой в пост была рыба.Потребляли речную и морскую рыбу.Бояре предпочитали блюда из осетрины-фаршированную,тушенную в печи,рыбный потрох из молок,печени и икры.Бедные люди употребляли вяленую,сушёную и копчёную рыбу.Икру ели все слои общества.Богатые ели зернистую икру,люди со средним достатком-паюсную,бедняки-ястычную,или мятую,которую резали,как сыр.В непостные дни готовили мясные блюда:похмелье-баранину с огурцами и перцем,курю рафленую-курицу с рисом и изюмом,гусей шестных с солёными сливами,жареных лебедей.
С конца 17 века люди стали пить чай.Популярными напитками оставались квас и пиво.Особое распространение получила водка.Ее крепость усиливали посредством добавления пряностей,трав,лимонной корки,можжевельника,патоки,ягод.
Укрепление христианской веры на Руси привело к распространению ритуальной еды.В канун Рождества ели кулью из пшеницы или риса с мёдом,маком или изюмом.На Рождество готовили гуся с яблоками и фаршированного гречкой поросёнка.На Масленицу пекли ритуальные красные блины из гречневой муки.Главным праздником стала Пасха с крашеными яйцами,куличом,пасхой и головой барана из масла.
На фото-форма для разгонных пряников.
Работа Егоровой Стаси.

@темы: задания

записки на полях...

главная